E-MAIL РАССЫЛКА :


Рубль за Пеле

"РУБЛЬ ЗА ПЕЛЕ"

 

Специалисты считают инвестиции в филателию достаточно выгодными и перспективными. При том, что на филателистическом рынке периодически наблюдаются взлеты и падения цен, рост стоимости марок не имеет обратного хода. Кроме всего прочего, филателия — это высокомобильный и не привлекающий постороннего взгляда способ вложения капитала. - Одной из составных частей филателии является тематическое коллекционирование. Проходящий в ЮАР очередной чемпионат мира по футболу навел «Водяной знак» на мысль поговорить о коллекционировании марок на футбольную тему.

 Инвестиции или самовыражение?
 
Банк Solomon Brothers в своем ежегодном рейтинге самых выгодных инвестиций поставил это увлечение на четвертое место, причем почтовые марки по доходности обогнали даже ценные бумаги. Однако вкладывать деньги в филателию не менее рискованно. Формирование цен на отдельные марки трудно поддается прогнозированию.
«Во времена финансово-экономической нестабильности филателистический рынок особенно оживляет-ся, — считает киевский коллекционер Николай Торчинский. — Одни просто вынуждены продавать свои марки, а другие рады возможности приобрести для себя что-то интересное. Так было в 1998 году, так происходит и сейчас». При этом, по мнению самих филателистов со стажем, приобрести на блошиных рынках раритеты или вообще что-то серьезное вам вряд ли удастся.
Согласно данным компании Stanley Gibbons, которая предоставляет информацию о стоимости почтовых марок по всему миру, количество людей, желающих вложить средства в приобретение марок, постоянно увеличивается. По утверждению главы Stanley Gibbons Пола Фрейзера, за последние годы среднее увеличение стоимости коллекционных почтовых марок составило более 12% в год, а отыскать филателистические раритеты становится все труднее. Их появление и предложение становится все более редким, так как они вымываются с рынка, постоянно оседая в многочисленных частных и музейных коллекциях.
Тематическое коллекционирование почтовых марок является одной из составных частей современной филателии. Сегодня мало кто оспаривает ее равное право на существование с так называемой традиционной филателией, то есть собиранием, исследованием марок и других почтовых документов, как правило, на основе хронологического принципа. Правда, все еще возникают споры о том, что «важнее» и «серьезнее» — традиционная филателия или тематическое коллекционирование. Представляется, что такие споры безосновательны и зачастую порождаются нежеланием заглянуть за рамки своего собственного увлечения и беспристрастно оценить возможности, роль и значение обоих методов коллекционирования почтовых марок. Самым правильным будет признать равноправие, взаимодополняемость традиционной филателии и тематического метода коллекционирования почтовых марок.
Тематическая филателия, однако, дает автору свободу творчества, не сковывая его рамками хронологического каталога марок. Тематическая филателия служит своего рода средством для самовыражением автора, демонстрируя его понимание разрабатываемой темы.
 
 
Первый среди равных
 
Наиболее популярными темами спортивной филателии являются футбол и Олимпиады. Причем Олимпиады в последние годы пошли на спад, а вот футбольная тематика продолжает развиваться. Конечно, многое зависит и от количества коллекционеров той или иной тематики.
Если говорить о футбольной теме, то примерно две трети составляют коллекции марок, посвященные только каким-то крупным турнирам — например, чемпионатам мира. Меньшая часть коллекционеров собирает все, что касается футбола в целом, вплоть до малоизвестных местных турниров.
На данный момент футболу посвящено более 8000 ма¬рок. Из них всего около 70 выпущено в СССР и России.
Самые первые «футбольные» марки были выпущены в 1924 году. Они были посвящены неожиданной победе сборной Уругвая на Олимпийских играх в Париже, обыгравшей всех признанных фаворитов. Команда, состоявшая из простых рабочих — мясников, чистильщиков обуви и лавочников, отправилась третьим классом во Францию участвовать в Олимпийских играх. Поездка финансировалась за счет пожертвований и бенефисных дружественных матчей, проводимых по дороге. Прибыв в Париж, «урус» в блестящем стиле провели турнир и в финале нанесли поражение сборной Швейца¬рии со счетом 3:0.
"Этому событию посвящены три марки, на которых изображена богиня победы Ника. Они отличаются только цветом и номиналом, — рассказывает коллекционер с сорокалетним стажем Геннадий Веркин. — Интересен тот факт, что это первый случай в истории филателии, когда марку выпустила не страна-организатор, а чемпион. До этого олимпийские марки выпускала только страна — хозяйка Олимпиады. В 1928 году Уругвай вновь стал чемпионом Олимпиады по футболу. В то время чемпионаты мира еще не проводились, поэтому победитель Олимпиады считался неофициальным чемпионом мира. И вновь Уругвай выпустил марки, посвященные этому событию. На них изображены футбольные ворота, об¬витые плющом и вертикально расположенными цифрами 1924 и 1928. Первый официальный чемпионат мира по футболу состоялся в 1930 году, и страной-организатором выбрали именно Уругвай как действующего на тот момент неофициального чемпиона мира. Инициатором проведения и одним из главных подвижников проведения чемпионатов мира по футболу был избранный в 1921 г. президентом ФИФА Жюль Риме. Кстати, впоследствии он тоже был изображен на одной из почтовых марок, выпущенных в Венгрии".
 


Рубль за Пеле
 
На зарубежных марках из советских и российских футболистов изображались Л. Яшин, О. Саленко, Р. Дасаев, Г. Литовченко, С. Алейников, Н. Ларионов, В. Рац, И. Шалимов, И. Яремчук, С. Боровский. На советских марках середины прошлого века можно увидеть К. Бескова, И. Нетто, В. Понедельника,
Б. Аркадьева.
В 2001 году Испания выпустила малый лист, посвященный 25-летию Кубка Испании по футболу. По краям листа — виньетки с фотографиями команд, добившихся успеха в Кубке в 2001 году. Самый крайний, стоящий в правом ряду на этой фотографии, — Валерий Карпин, в прошлом игрок сборной, а сегодня — генеральной директор и тренер московского «Спартака», второй слева — капитан команды Александр Мостовой.
Достаточно много марок издано с изображением сборной СССР/России. Например, выпуск Сальвадора к чемпионату мира 1970 года в Мексике. Интересно, что на марке написано Россия, а не СССР.
Но, безусловно, номером один является Пеле, обладатель немыслимых футбольных рекордов, которые вряд ли кто-то сумеет побить. Единственный трехкратный чемпион мира, признанный МОК лучшим спортсменом XX столетия. Тем не менее вполне вероятен вариант когда «короля футбола» Пеле можно купить за копейки» а марка с изображенным малоизвестным или «придуманным» футболистом будет стоить в десятки, а то и ты¬сячи раз выше.
Рассказывает Геннадий ВЕРКИН:
— Ценность марки определяется тремя факторами. Номинал, тираж, востребованность. Если, к примеру, марку тиражом 35 ООО экземпляров выпускает Науру - это одно дело. А для СССР это была капля в море. В семидесятые годы прошлого столетия в нашей стране марки не собирал только совсем уж ленивый. Марки одной серии выпускаются не одинаковым тиражом. Это можно изобразить в виде усеченной пирамиды. Начальные марки серии выпускаются большим тиражом, концевые — меньшим. Тираж блока определяется, как правило, еще меньше. Ведь сама по себе марка не представляет серьезной ценности, если только это не уникальная марка. Настоящей ценностью обладает только полная серия. Например, концевые марки, посвященные Московской 0лимпиаде-80, были выпущены меньшим тиражом. А блоки были номерными, что, в целом, иногда является очень привлекательным для коллекционеров.
Изображенная личность никак или очень незначительно влияет на ее цену. На самом деле ценность марки не столько в ее художественности в изобразительном смысле, сколько в ее редкости, уникальности. Художественная ценность для коллекционера может нести только моральное удовлетворение. Например, совершенно невзрачная марка «Голубой Маврикий», которая является гордостью коллекции английской королевы, стоит миллионы. И не рублей, а фунтов стерлингов. Для коллекционера красота — вторична. Он не рассматривает ее как произведение искусства. Он смотрит только на тираж и на то, как она украсит его коллекцию с точки зрения коллекционной ценности. Если хотите, как часть незаконченной мозаики. Я как-то попал на выставку к знаменитейшему коллекционеру современности — Елизавете, королеве Англии. На этой выставке, в частности, была представлена самая первая марка «Черный пенни», выпущенная в 1840 г. Марка номиналом в один пенс с изображением профиля королевы на черном фоне. Когда я ее увидел, был разочарован. Она представляла собой совершенно невзрачный кусочек бумаги, будто вырезанный из какого-то журнала.
Однако художественную, эстетическую ценность тоже нельзя сбрасывать со счетов. Я в этом смысле выделяю марки 1966-1970 годов. Даже невзирая на то, что эти марки сегодня не являются самыми дорогими, востребованными и ликвидными на рынке. Это произведения искусства в полном смысле этого слова и напоминают мини-гравюры. Они несут в себе энергетику и футболиста, и эпизода, и художника. Это не просто фотография, пусть и сделанная талантливым фотографом. Дело в том, что промышленное, серийное, если можно так сказать, производство марок на футбольную тему началось только в 60-х годах прошлого столетия, поэтому все, что было до этого периода, является, по сути, раритетом и весьма дорого ценится на филателистическом рынке. Тем более что начиная с 1974-1978 годов наступила эра фотографических марок, которая продолжается до сих пор.
Вообще-то, среди футбольных марок самыми дорогими являются марки, выпущенные в Италии в 1934 году и посвященные чемпионату мира. Кстати, первая футбольная марка в СССР была выпущена примерно в то же время, в 1935 году, она входила в серию, посвященную Всесоюзной Спартакиаде. Первые же марки, посвященные чемпионатам Европы, были выпущены только в 1980 году.
Сейчас чемпионаты мира по футболу привлекают колоссальное внимание, и выпускается огромное количество марок, посвященных этому событию. Но наиболее плодотворным в этом отношении является чемпионат мира по футболу-82 в Испании. Но в целом лидерами в этом отношении являются
итальянцы, которые ежегодно выпускают марки, посвященные «кальчо». За ними идет Германия.
К сожалению, России в этом отношении похвастать пока нечем. К примеру, ЮАР с 2006 года каждый год выпускает по блоку, посвященному чемпионату мира, который проходит летом этого года. Или СССР, как только получил право на проведение 0лимпиады-80 в Москве, тоже выпускал марки, посвященные этому событию, начиная еще с 1974 года. То есть еще за шесть лет до самих Игр. Сегодня до Сочи-2014 осталось меньше четырех лет, а марок, посвященных этим Играм, до сих пор нет. Ведь это же популяризация как-никак! И страны, и олимпийского движения, и здорового образа жизни. Даже когда наша сборная стала бронзовым призером последнего чемпионата Европы по футболу, не было выпущено ни одной марки. А ведь радовалась вся страна! Так почему бы не запечатлеть это для истории?
Так что с этим у нас дела обстоят плохо. Можно вспомнить лишь отечественную марку 1999 года, на которой написано: «Чемпион России по футболу «Спартак-Алания» (Владикавказ)».
  


«Спартак» — чемпион!
 
Действительно, эта марка имела непростую историю. Клуб «Спартак-Алания» стал чемпионом страны еще в 1995 году, а марка, посвященная этому событию, появилась только через четыре года. Этому предшествовали странные события: в 1999 году было решено издать серию «Чемпионы России по футболу». В опубликованном плане значилось 2 марки. Но марка со клубом «Спартак» (Москва) не вышла, так как тогдашнее руководство клуба запросило за воспроизведение спартаковской символики большие деньги.
Что касается еврокубковых успехов советских клубов, то единственную марку, посвященную такому достижению, выпустила Грузия в честь 20-летия победы тбилисского «Динамо» в Кубке кубков-81.
То есть были, конечно, футбольные марки к Олим-пиадам-56 и -88, где наши побеждали, но они были посвящены просто Олимпиадам, а не футбольным побе-дам. Выпускались также марки, когда сборная СССР участвовала в чемпионатах мира по футболу (1958,1962, 1966,1970,1982,1986,1990), но марок с надписями типа «СССР завоевал бронзу на ЧМ-66!» или «Мы — призеры чемпионата Европы-88 или 2008!» не было. Но то были времена «железного занавеса». С открытием границ наши филателисты получили гораздо больше возможно¬стей для пополнения своих коллекций. Но открытость филателистического рынка принесла и неприятные сюр¬призы.
 


Две большие разницы
 
Рассказывает Геннадий ВЕРКИН: — Когда-то, еще в доперестроечные времена, я чрезвычайно гордился тем, что у меня есть марки, которых нет ни у кого. Или почти ни у кого. Меня это возвышало в собственных глазах и в глазах моих коллег-филателистов. И вдруг, с открытием границ, оказалось, что то, что являлось гордостью коллекции, то, что было источ¬ником зависти многих коллекционеров, стало совершенно обычным явлением. В страну хлынул поток марок, которые до этого считались уникальными. Но есть мар¬ки, которые и сегодня остаются чрезвычайно редкими. Например, три серии марок 1934 года, посвященных чемпионату мира в Италии.
К сожалению, российские марки не пользуются той популярностью, которой они заслуживают. Понастощему ценятся те, которые выпускались более полувека назад. После 1961 года наши марки стали выпускаться огромными, порой миллионными тиражами. Они продавались на каждом углу и использовались государством как средство пропаганды. На сегодня их осталось огромное количество. Именно поэтому серьезной коллекционной ценности они не представляют. Хотя бывают и приятные исклю¬чения. Как, к примеру, случилось с маркой, напечатанной на «Гознаке» в 1979 году и посвященной Олимпиаде в Москве. Было напечатано два совершенно идентичных изображения олимпийского мишки на двух типах марок — с зубцами и без зубцов. По каким-то причинам были пущены в оборот только зубцовые марки. Сегодня каталожная цена такой марки — 7 руб. А вот беззубцовая, очень малая часть которых каким-то образом все же проникла на рынок, стоит сегодня 200 000 руб. И только потому, что их очень мало, по пальцам пересчитать можно.
Или вот еще пример: в 1964 году в СССР было выпущено два блока, посвященных Олимпиаде-64. Они были с абсолютно одинаковым рисунком и одинаковым номиналом в 1 рубль, но разных цветов - красный и зеленый. Красный блок был выпущен тиражом 300 тысяч экземпляров, а вот зеленый - почти в десять раз меньше, 35 тысяч. Зеленый блок не поступал в свободную продажу, а распространялся только среди филателистов по абонементам. Через месяц на вторичном рынке он стоил уже 100 рублей. А в восьмидесятых годах цена данного блока по каталогу достигла 850 рублей. Это были очень серьезные деньги - четыре месячные заработные платы хорошего инженера.
Иногда марки являлись очень серьезной статьей пополнения государственного бюджета. К примеру, арабские страны еще до того, как нашли нефть, в период шестидесятых и до середины семидесятых годов зарабатывали тем, что выпускали уникальные марки очень ограниченным тиражом. Чего они только не делали: даже марки на золотой фольге. Причем там было написано: марка чистого золота 1000-й пробы, тиражом 1000 экземпляров с зубцами и всего 100 беззубцовых. И если обычно к какому-нибудь футбольному событию выпускается всего один выпуск, то эти страны грешили тем, что делали по 5-6 выпусков. Из-за этого Международный союз филателистов даже рекомендовал бойкотировать эти марки. Кстати, это очень серьезная рекомендация, поскольку периодически проводятся выставки коллекций и собиратель таких спекулятивных марок не мог демонстрировать их в открытую, ибо это считалось не только моветоном, но и наказывалось штрафными баллами. И тогда даже уникальная коллекция не имела шансов на победу в том случае, если в ней присутствовала хоть одна такая «штрафная» марка. А победа в подобных выставках очень и очень престижна.
 


Шулеры из Монако
 
Вообще-то, на популярность марки влияет и география. Если ее выпустила какая-нибудь экзотическая страна, то это может сказаться на ее стоимости. Причем как в одну, так и в другую сторону. Существует определенный риск. Вы купили вроде бы раритет, а потом вдруг выясняется, что это государство на волне популярности данной марки вдруг решает «порадовать» филателистическое сообщество, а заодно и подзаработать для бюджета пару копеек и дополнительно тиражирует эту марку. Можете себе представить степень разочарования серьезных коллекционеров, которые до этой допэмиссии гордились тем, что в их коллекции была уникальная марка какой-нибудь африканской страны. А такое случалось. Причем виновником этого разочарования было не какое-нибудь сегодняшнее Сомали, где возможно всё, а респектабельное, элитарное, аристократическое княжество Монако.
Современные российские филателисты находятся в куда лучших условиях, чем коллекционеры прошлого века. К их услугам четыре наиболее известных каталога, в которых представлены все марки, выпущенные за определенный период. Их изготавливают США, Англия, Германия и Франция. В нашей стране наибольшей популярностью пользуется немецкий каталог «Михель» — MICHEL-Briefmarken-Katalog — крупнейший и самый известный каталог почтовых марок в немецкоязычном мире и Европе. Впервые изданный в 1910 году, он стал важным справочником по филателии. Выпускаются также и ежемесячные журналы, где представлены все новинки.

 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

Филателия - Фауна, животный мир на почтовых марках СССР, России и других стран мира. Информация о животных. Филателия Интернет-магазин.