E-MAIL РАССЫЛКА :


Полвека «Большой петли»

26 июля 1953 года

Французская почта устроила бенефис самой главной в мире велосипедной гонке «Тур де Франс», которой исполнилось ровно полвека. По этому случаю всем почитателям старейшего веломарафона в почтовых бюро страны предлагалось 12-франковая марка, изданная трехмиллионным тиражом. А на ней катил велогонщик начала XX века — в кепке, с запасными велокамерами крест на крест на груди, в гетрах до колен. Он крутил педали, оглядываясь на коллегу середины столетия. Между гонщиками на фоне схемы гонки №1 художнику и граверу Декарису удалось уместить внутри колесного обода еще и текст: «Тур де Франс /1903/1953».
На десерт же почтовики приготовили для филателистов редкий и дорогостоящий подарок — ту же миниатюру в беззубцовом варианте. А вдогонку — блок с той же беззубцовкой, который по французской традиции именуется «министерским». И все эти любопытные выпуски должны были напомнить соотечественникам и зарубежным покупателям историю престижнейшего среди вело-профи испытания под названием «Тур де Франс», что в переводе означает: «Круг по Франции».
Как повествуют биографы знаменитой гонки, 20 ноября 1902 года владелец парижской газеты «Авто» Анри Дегранж, бывший велогонщик и рекордсмен мира в часовой гонке (Буффало — 35,235 километра), вызвал к себе ведущего рубрики «велоспорт» Жео Лефевра. Шеф предложил ему придумать нечто такое, чтобы посрамить конкурентов. У Лефевра был готов ответ: Тур Франции. В тот же день в кафе «Мадрид» на бульваре Монмартр Дегранж объявил конкурентам о намерении провести велогонку по всей Франции. А 19 января 1903 года та же газета «Авто», издаваемая на желтой бумаге, сообщила читателям о предстоящих «самых крупных соревнованиях по велоспорту, которрые когдалибо проводились в мире».

В первый день июля того же года 60 гонщиков взяли старт в Париже в первом веломарафоне, который журналист «Авто» Виктор Годе назвал «Тур де Франс», а французы позже окрестили «Большой петлей».

Тур-1903 состоял из шести этапов. Оставив позади Лион, Тулузу, Бордо, Марсель и Нант, стартовавшие вернулись в Париж. До финиша добрались лишь 28 участников. Первым вписал свое имя в историю «Тура» 32-летний трубочист Морис Гарэн. Проехав за 19 дней 2428 километров, победитель получил 3000 франков наградных.

Первый тур сделал газету Анри Дегранжа популярнейшим спортивным изданием страны. Правда, к полувековому юбилею газеты «Авто» не стало. Вместо нее появилась «Экип», ныне знаменитая в стране и Европе.

С тех пор ежегодно в течение трех недель подряд велосипедный мир следит за продвижением пелатона, который составляют и сами гонщики, и тренеры, и механики, и врачи, и журналисты, и спонсоры, и даже музыкальные группы. Переезжая с места на место, этот велокараван преодолевает по сотни три километров. И на каждой остановке чествует этапных победителей. Местом самых больших торжеств остаются Енисейские поля в Париже.

Карусель «Тура», ставшая успешным коммерческим предприятием, отметила — и с подобающим размахом 100-летие начинания владельца газеты «Авто». Национальаня почта преподнесла 28 июня 2003 года юбиляру памятный выпуск из двух миниатюр и малого листа. На марках, каждая из которых достоинством 0,50 евро, представлен обладатель первого титула Морис Гарэн и торжествующий финишер в синей майке. Те же марки повторены в малом листе с купонами, на которых запечатлены пятикратные победители «Большой петли» — Жак Ангетиль и Бернар Ино (оба Франция), Эдди Мерке (Бельгия), Мигель Индурайн (Испания) и Лэнс Армстронг (США).
Несмотря на свой преклонный возраст гонка продолжает мчаться по дорогам Пятой Республики.